Пятница, 15.11.2019, 17:18
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

Меню сайта
Категории раздела
Информатика [10]Математика [30]
Физика [23]Химия [22]
Биология [18]Русский язык [37]
Иностранный язык [32]История и обществознание [26]
Физическая культура и ОБЖ [11]Искусство [2]
Технология [8]География [0]
Начальная школа [15]Классное руководство [51]
Воспитательная работа [153]
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Есть ли у Вас дома :
Всего ответов: 118
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • МАТЕРИАЛЫ УЧИТЕЛЕЙ

    Главная » Файлы » Разработки уроков и мероприятий » Русский язык

    Толковые словари
    [ Скачать с сервера (17.6 Kb) ] 20.11.2012, 16:04
    Тема: «Толковые словари»
    Цели и задачи: 1. Познавательная: показать, какие бывают словари, дать понятие «словарной статьи», познакомить с создателями толковых словарей.
    2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость, формировать умения работать с толковым словарем.
    Ожидаемые результаты:
    Предметные УУД: Знать: лексикология как раздел лингвистики. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Толковые словари.
    Уметь: дать определение лексикологии как науки, объяснять лексическое значение слова разными способами. оценивать устный ответ одноклассника с точки зрения соответствия языковым нормам и ситуации общения. Использовать толковые словари для определения, уточнения лексического значения слова.
    Метапредметные УУД: Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.
    Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадей.
    Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
    Основные понятия: Лексикология как раздел лингвистики. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексическое значение слова, толковые словари.
    Материалы: учебник, тетради, словарики.
    ХОД УРОКА
    Эпиграф: Словарь – вселенная в алфавитном порядке.
    1. Оргмомент.
    2. Мотивация.
    Работа с эпиграфом.
    - Как вы думаете, что значат слова: «Словарь – вселенная в алфавитном порядке»?
    Постановка цели. Сегодня мы с вами выясним, как устроена эта вселенная-словарь, какие законы в ней действуют.
    3. Информационный блок.
    - Ребята, а зачем, для чего нам надо изучать словари?
    - Действительно, вы правы, ребята, работать над обогащением своего словаря, над более ярким, точным способом выражения своих мыслей, переживаний каждый из нас должен всю жизнь. Этому поможет вдумчивое чтение художественной литературы и всевозможные лингвистические словари и справочники.
    Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Именно Даль после 53-х лет (с 1817 по 1872) упорной работы составил “ Толковый словарь живого великорусского языка”, в котором 200 тыс. слов и 30 тыс. пословиц.
    Сейчас самым большим толковым словарём является 17- томный “Словарь современного русского литературного языка”, в нём более 120 тысяч слов, составлен коллективом учёных Академии наук СССР.
    Для того чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4 – 5 тысяч слов, хотя этого мало для выразительной речи. У взрослого образованного человека словарный запас составляет примерно 10-12 тысяч слов, у А.С.Пушкина – 21 тыс.
    Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль, тем лучше его речь, язык. Ведь известно, что язык, речь являются показателем ума человека, показателем культуры.
    Особенно обогащает речь чтение. Если при чтении встретились новые слова, нужно выяснить их значение и постараться их запомнить.
    Чтение материала учебника (стр. 66-67)
    4. Аналитический блок.
    1) Запишите. Выделите орфограммы.
    “Если хорошенько подумать, то словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него” ( А.Франс)
    2) Упр. 142 (образец словарной статьи).
    3) Упр. 144 (работа со словарем).
    4) Работа со словарем (по группам).
    Задание. Прочитайте текст. Почему третьеклассники не смогли правильно объяснить значение? Смотрите «Толковый словарь».
    Однажды на уроке учительница подошла к доске и написала несколько слов, которые были широко распространены в русском языке 60-70 лет тому назад. Ребятам было предложено дать объяснение каждому из этих слов.
    Вот некоторые из их ответов: Барышник – «дядя, который не работает, а ухаживает за барышнями». Приказчик – «тот, кто издает приказы». Лапотник - «медведь, у которого болят лапы». Смешно, не правда ли?
    (Ю. Откупщиков)
    5. Подведение итогов.
    - Что такое лексикология?
    - Какие значения есть у каждого слова?
    - Какие способы определения лексического значения слова вы знаете?
    - Для чего нам нужны толковые словари?
    - Что такое словарная статья?
    - Как вы понимаете слова Вадима Шефнера:
    Сотни слов, родных и метких,
    Сникнув, голос потеряв,
    Взаперти, как птицы в клетках,
    Дремлют в толстых словарях.
    Ты их выпусти оттуда,
    В быт обыденный верни,
    Чтобы речь – людское чудо –
    Не скудела в наши дни.
    6. Домашнее задание.
    §19, упр. 146
    7. Рефлексия.
    - Что нового вы узнали на уроке?
    - Какие трудности у вас возникли?
    - Все ли было понятно?
    Категория: Русский язык | Добавил: Грачёва_Г_А
    Просмотров: 1205 | Загрузок: 86 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]