Вторник, 25.06.2019, 15:08
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

Меню сайта
Категории раздела
Информатика [10]Математика [30]
Физика [23]Химия [22]
Биология [18]Русский язык [37]
Иностранный язык [32]История и обществознание [26]
Физическая культура и ОБЖ [11]Искусство [2]
Технология [8]География [0]
Начальная школа [15]Классное руководство [51]
Воспитательная работа [153]
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Поставьте оценку педсовету "ИКТ в УВП":
Всего ответов: 89
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • МАТЕРИАЛЫ УЧИТЕЛЕЙ

    Главная » Файлы » Разработки уроков и мероприятий » История и обществознание

    Индийские касты
    [ Скачать с сервера (569.5 Kb) ] 12.12.2012, 21:09
    Тема урока: «Индийские касты»
    Цель: сформировать у учащихся представление о сословном делении общества в Древней Индии.
    Задачи:
    1) способствовать формированию знаний о сословном (кастовом) неравенстве в Древней Индии.
    2) продолжить развитие умений анализировать источники и литературу, выделять главное, формулировать выводы, умений оценивать имеющиеся знания.
    3) способствовать формированию коммуникативных качеств через умение работать в группах, выступать, вести диалог с учителем и сверстниками.
    Методы: частично-поисковый, репродуктивный.
    Оборудование: карта «Индия и Китай в древности», учебник, медиапректор, презентация, тетради, рабочие и оценочные листы.
    Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами рефлексии.

    Развитие УУД.
    Личностные:
    Формирование собственного отношения к сословно-кастовой системе в Индии.
    Коммуникативные:
    1) Определение функций участников группы, способов взаимодействия;
    2) Инициативное сотрудничество с членами группы в поиске информации;
    3) Умение участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других.

    Познавательные:
    1) умение самостоятельно сформулировать познавательную цель;
    2) умение работать с текстом учебника и дополнительными источниками, таблицами;
    3) умение сравнивать предметы и объекты, находить сходства и различия;
    4) умение высказывать суждения, пересказывать прочитанное, задавать вопросы.
    Регулятивные:
    1) соотносить известное и неизвестное
    2) прогнозировать результат усвоения знаний
    3) оценивать результаты работы

    Ход урока.
    Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
    Оргмомент Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников Приветствуют учителя, проверяют готовность места, настраиваются на работу
    Актуализация, целеполагание, мотивация (вызов) Вступительное слово учителя, «коммуникативная атака»→
    Тема урока
    На основе ответов учащихся на доске начинает заполнять таблицу «ЗХУ», графу «знаю» Просматривают фрагмент м/ф «Золотая антилопа», вспоминают все, что им известно о неравенстве и сословиях;
    Заполняют графу «знаю» в таблице «ЗХУ» в тетрадях.
    Изучение нового материала и его закрепление (осмысление) Делит класс на 6 групп, каждой группе дается пакет с материалами и соответствующий пункт в учебнике. Корректирует, дополняет выступления, помогает кратко записать.
    Помогает заполнить графу «узнал» таблицы «ЗХУ» Изучают материалы учебника и дополнительные материалы, выбирают выступающего, слушают его выступления, дополняют, формулируют краткую запись.
    Выступают перед классом, предлагают запись в графу «узнал». Делают соответствующие записи в таблицу.
    Подведение итогов урока (рефлексия) Предлагает просмотреть записи в тетради и сделать вывод: что нового узнали о сословно-кастовом делении в Индии? Отвечают на вопросы учителя
    Домашнее задание §21, подготовить ответ «Если бы я был… (брахманом, воином, земледельцем, слугой)», сообщение о Будде.
    Записывают д/з, слушают комментарии учителя.


    Ход урока.
    I. Вводная часть

    1. Вводное слово учителя.
    Мы продолжаем изучение истории Древнего Востока.
    2. Мотивация.
    Актуализация ранее полученных знаний, подведение к теме урока.
    «Коммуникативная атака»
    Фрагмент мультфильма «Золотая антилопа»
    ? кого вы видите на экране?
    ? почему один человек сидит на троне, а другой служит ему?
    ? вспомните, какие группы людей называют сословиями?
    ? как вы думаете, в Древней Индии были сословия?

    - сословия в Древней Индии назывались кастами.

    ? итак, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока?
    «Индийские касты»

    Постановка проблемы урока:
    Как вы думаете, какова цель нашего урока?
    ( узнать:
    - о происхождении индийских каст и охарактеризовать каждую из них
    - на какие касты делилось общество в Индии?
    - каковы особенности положения представителей различных каст в Индии?
    - в чем состояли особенности проявления неравенства в индийском обществе, по сравнению с другими государствами древнего мира?)

    II Основная часть
    1.Информационный блок
    3. Работа в группах. Учащиеся разбиты на 6 групп. Каждая группа получает лист с заданиями и дополнительными материалами.
    Задания группам.
    1. Происхождение индийских каст.
    - прочитать п. 1 §21, «Миф о происхождении четырех каст»
    - обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом, предложить краткую запись в графу «узнал».
    На доске – картинка «Бог Брахма» - обозначить происхождение каст, согласно мифу.

    2. Каста брахманов.
    - прочитать п.3 §21, «Периоды жизни брахмана»
    -изучить дополнительные материалы
    - обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом, предложить краткую запись в графу «узнал».

    Дополнительный материал.
    Брахманы находились на особом положении. Ни в одной стране Древнего востока жрецы не имели такого привилегированного положения, как в индии. Жрецы были свободны от всяких повинностей, налогов, телесных наказаний.
    Обучение, изучение веды, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни Брахма установил для брахманов.
    Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными – разумные, между разумными – люди, между людьми – брахманы.
    Все, что существует в мире, - это собственность брахманов; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.
    Десятилетнего брахмана и столетнего царя следует считать отцом и сыном, но из них двоих – отец – брахман.

    3. Каста воинов.
    - прочитать часть п. 4 §21, «касты знатных воинов, земледельцев и слуг»
    -изучить дополнительные материалы
    - обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом, предложить краткую запись в графу «узнал».

    Дополнительные материалы.
    Воины (кшатрии) занимались военным делом, от царя получали жалованье. Совместно с брахманами они управляли обществом.
    Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды и неприверженность к мирским утехам Брахма указал для кшатрия.
    Три занятия брахмана не положены для кшатрия: обучение, жертвоприношение для других и принятие даров.
    Ради средств существования для воина предписано ношение меча и стрелы, но ему никогда не следует думать о более высоком образе жизни.

    4. Каста земледельцев.
    - прочитать часть п. 4 §21, «касты знатных воинов, земледельцев и слуг»
    -изучить дополнительные материалы
    - обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом, предложить краткую запись в графу «узнал».

    Дополнительные материалы.
    Земледельцы и торговцы (вайшьи) владели землей и движимым имуществом. Они платили налоги, воинскую повинность они не несли.
    Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие – для вайшья.
    Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.

    5. Каста слуг.
    - прочитать часть п. 4 §21, «касты знатных воинов, земледельцев и слуг»
    -изучить дополнительные материалы
    - обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом, предложить краткую запись в графу «узнал».

    Дополнительный материал.
    Слуги (шудры) не имели земли, поэтому вынуждены были заниматься обслуживанием представителей более высоких каст. За свои услуги они могли получить землю и вести небольшое хозяйство, служившее им источником существования. Земля и накопленное шудрой имущество могло быть отобрано хозяином, которого они обслуживали. Шудры не допускались к управлению государством и обряду посвящения.
    Слуга, даже отпущенный хозяином, не освобождается от обязанностей услужения; ведь это врожденно для него, поэтому, кто может освободить его от этого?
    Обслуживание брахмана восхваляется как лучшее для шудры; поэтому, что бы он ни делал другое, все для него бесплодно.

    6. «Неприкасаемые»
    - прочитать п. 5 §21, «Неприкасаемые»
    -изучить дополнительные материалы
    - обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом, предложить краткую запись в графу «узнал».

    Дополнительные материалы.
    Низшую, самую униженную и бесправную группу населения составляли «неприкасаемые», не входившие ни в одну касту. Они выполняли работы, которые считались нечистыми: уборка мусора, нечистот, являлись палачами. Местожительство должно быть вне селения, имуществом их должны быть только собаки и ослы. Одежды – одеяние мертвых, пища должна им даваться в разбитой посуде, украшение их должно быть из железа, и они должны постоянно кочевать. Человеку не следует общаться с ними, их дела должны решаться между ними, браки – с подобными им.
    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
    Ветер дует нам в лицо,
    Закачалось деревцо.
    Ветер тише, тише, тише.
    Деревцо все выше, выше.
    Вместе детьми в классе имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

    2 Аналитический блок.
    Выступление групп.
    Вопросы учителя:
    1 гр. ?Из чего, согласно мифу, произошли касты?
    2 гр. ?кто мог стать брахманом?
    3гр. ? что входило в обязанности воинов?
    4 гр. ?чем должны были заниматься вайшьи?
    5 гр. ? могли ли слуги освободиться от обязанностей служения?
    6 гр. ? где жили и чем занимались «неприкасаемые»?
    III Заключительная часть.
    1. Подведение итогов

    Заполнение графы таблицы «я узнал».
    Ребята давайте поиграем в игру «Верно, не верно»
    Условие игры: Учитель говорит предложение, если верно, ученики показывают руками следующий знак, руки сложены в ладони перед собой. Если не верно, руки разведены в стороны ладошками вверх.
    Учитель объясняет правила, тренируемся.
    • Сословия в Древней Индии назывались кастами.
    • «Неприкасаемые» находились на высшей ступени кастовой лестницы.
    • Касты появились из частей тела бога Будды.
    • Жители Индии покланялись богу Ра.
    • Жители Индии произошли от бога Брахмы.
    • Из ступней Брахмы произошли слуги.
    • Из уст Брахмы произошли жрецы.
    • Воины носили одежду белого цвета.

    2. Оценивание
    Один представитель от группы представляет заполненный оценочный лист.

    3. Домашнее задание
    §21, подготовить ответ «Если бы я был… (брахманом, воином, земледельцем, слугой)», сообщение о Будде.
    4. Рефлексия.
    На доске – перечень вопросов. Необходимо выбрать один из них и подготовить ответ на него.
    1. Я сегодня узнал…
    2. Было интересно…
    3. Было трудно…
    4. Я выполнил задания…
    5. Я понял, что…
    6. Теперь я могу…
    7. Я приобрёл…
    8. Я научился…
    9. У меня получилось…
    10. Я смог…
    11. Меня удивило…
    12. Мне захотелось…

    Ход урока.
    Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
    Оргмомент Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников Приветствуют учителя, проверяют готовность места, настраиваются на работу
    Актуализация, целеполагание, мотивация (вызов) Вступительное слово учителя, «коммуникативная атака»→
    Тема урока
    На основе ответов учащихся на доске начинает заполнять таблицу «ЗХУ», графу «знаю» Просматривают фрагмент м/ф «Золотая антилопа», вспоминают все, что им известно о неравенстве и сословиях;
    Заполняют графу «знаю» в таблице «ЗХУ» в тетрадях.
    Изучение нового материала и его закрепление (осмысление) Делит класс на 6 групп, каждой группе дается пакет с материалами и соответствующий пункт в учебнике. Корректирует, дополняет выступления, помогает кратко записать.
    Помогает заполнить графу «узнал» таблицы «ЗХУ» Изучают материалы учебника и дополнительные материалы, выбирают выступающего, слушают его выступления, дополняют, формулируют краткую запись.
    Выступают перед классом, предлагают запись в графу «узнал». Делают соответствующие записи в таблицу.
    Подведение итогов урока (рефлексия) Предлагает просмотреть записи в тетради и сделать вывод: что нового узнали о сословно-кастовом делении в Индии? Отвечают на вопросы учителя
    Домашнее задание §21, подготовить ответ «Если бы я был… (брахманом, воином, земледельцем, слугой)», сообщение о Будде.
    Записывают д/з, слушают комментарии учителя.
    Категория: История и обществознание | Добавил: Китаева_Н_В
    Просмотров: 3737 | Загрузок: 226 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]